Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Гладь почти безветренная грамматическая основа


А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5

  • Главная
  • А9. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

Эта пара отлично танцует.

Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: 

Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

 

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

 

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Главный член:

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)

    Животные зевают, как и люди.

    Он что-то кричит.

    Больной выздоравливает.

    Присутствующие недоумевают.

    Один зевнёт, и все начинают зевать.

  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

  3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

    Он прыгает от радости.

    Звонок – он прыгать от радости.

    Пёс цап меня за палец!

    Я жду-жду, а он не идёт.

    Я жду не дождусь его прихода.

    А он возьми да и прийди в этот самый момент.

    Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

    Она только и делает, что ждёт от него звонка.

  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

    Я начала готовить утром.

     

    Я не умею готовить, но хочу научиться.

     

     

     

     

    Я была готова к двум.

     

    Понять – значит простить.

  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

    Она балерина. Она была балериной. 

     

    Он оказался вруном.

    Она стала балериной. 

    Она работала дворником.

     

    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах

    Она была (будет) балериной.

     

    Она умна. (краткая форма)

    Она умная. (полная форма)

    Она умнее всех. (степень сравнения)

Грамматическая основа в односоставном назывном предложении

Главный член:

Подлежащее

И.п. существительного

Ночь. Тишина.

Какой мороз!

 

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.

Иду по улице, смотрю по сторонам.

 

Иди сюда!

 

Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл.2) гл. в повелит. накл.3) гл. в форме условн. накл.

Звонят!

 

Пусть звонят.

Если бы мне сказали, я бы запомнила.

 

Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч.2) гл. в форме 3 л. мн.ч.

Слышишь звонок и бежишь открывать.

Так сейчас одеваются.

 

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

Смеркается. Меня тошнит.

Смеркалось.

* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

 

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    Я буду ждать тебя.

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Лидия Чуковская - Памяти детства: Мой отец - Корней Чуковский

Поджидая нас, он уже успел перевернуть и столкнуть на воду тяжелую широкую рыбачью лодку. Руля на ней нет, вместо якоря – камень, обвязанный канатом. Зато она хоть тяжела, да вместительна. Он быстро нагружает ее всею снастью: уключинами, веслами, якорем-камнем – и приказывает садиться: Коле или Матти на среднюю скамейку, остальным – куда попало, на корму, на нос, на дно; закатывает штаны повыше, спихивает лодку с мели, на которую она плотно уселась, чуть только в нее плюхнулись мы, потом, накренив ее, сам ступает через борт и, выпрямившись во весь свой огромный рост, принимается ловко работать веслом, а то и багром, пока не выводит судно на глубокую воду. Тут уключины в гнезда, весла в уключины – пошли! Минуту дело не ладится, весла бултыхаются не враз, он покрикивает на Колю, но вот ритм ухвачен, и четыре весла, со стекающими с лопастей каплями солнца, мерно взлетают и снова опускаются в воду.

Гладь почти безветренная. Мелкие волнишки мирно толкаются о борт. Широкий след за кормой. Простор, вода и небо. Воздух такой чистый, что каждый вздох ощущаешь как глоток свежей воды. Лодка идет легко, спокойно, устойчиво, чуть-чуть пожурчивает вода за бортом.

Хочется не говорить, а молчать.

Мы и молчим, глядя, как удаляется берег.

Молчим, покорные этому щедрому бескрайнему свету, этому подрагиванию и покачиванию. Вот уже и первая чайка. Вот уже не видно камней на нашем берегу. Вот уже и людей не видать. Вот уже слились в одну густую, плотную, черную толпу редкие прибрежные сосны, и за этой колышущейся толпой неразличима наша дача.

Лодка быстро идет вперед, послушная взмахам весел. Глядя, как они оба, он и Коля, без усилий взмахивают веслами, слегка приподнимаясь над скамьями и снова опускаясь на скамьи, мне кажется, что ничего проще гребли и на свете нет. Но когда один раз, вняв моим мольбам, Корней Иванович усадил меня рядом с собой и дал мне в руки весло – всего одно для начала! – я не в силах оказалась не то что закинуть, даже удержать его. Впрочем, мне не было тогда и шести. Через несколько лет, покидая Куоккалу навсегда, я уже свободно справлялась с лодкой.

Как осваивал море наш капитан, рассказано им впоследствии в тех же воспоминаниях о Борисе Житкове.

"Никогда не забуду, как ранней весной он стал учить меня гребле – не в порту, а на Ланжероне, у пустынного берега, взяв для этого шаланду у знакомого грека-Требовательность его не имела границ. Когда у меня срывалось весло, он смотрел на меня с такой безмерной гадливостью, что я чувствовал себя негодяем. Он требовал бесперебойной, квалифицированной, отчетливой гребли, я же в первое время так сумбурно и немощно орудовал тяжелыми веслами, что он то и дело с возмущением кричал:

– Перед берегом стыдно!..

Вскоре я настолько освоился с греблей, что Житков счел возможным выйти со мною из гавани в открытое море, где на крохотное наше суденышко сразу накинулись буйные, очень веселые волны.

До знакомства с Житковым я и не подозревал, что на свете существует такое веселье. Едва только в лицо нам ударило свежим ветром черноморского простора, я не мог не прокричать во весь голос широких, размашистых строк, словно созданных для этой минуты.

Зыбь ты великая! Зыбь ты морская!Чей это праздник так празднуешь ты?"

И здесь, на Финском заливе, ясный солнечный день, мерные взмахи весел, ожидающие лица детей рождали в нем жажду читать стихи. Жажда эта жила в нем неутолимо: поэзия смолоду и до последнего дня была для него неиссякаемым источником наслаждения. Стихи он читал постоянно и всегда вслух: себе самому, один на один, у себя в кабинете, Репину в мастерской и репинским гостям в беседке; захожим студентам на песке у моря; друзьям-соседям: Николаю Федоровичу Анненскому, Татьяне Александровне Богданович и Короленко, нам по дороге на почту. И уж конечно в море. Тут, в море, он давал себе полную волю. Ритм волн и ритм гребли естественно выманивали в ответ ритмический отклик.

Никогда я не слышала чтения более пленительного. Как будто все черты его личности собирались в эти минуты в голосе, в интонациях, в губах, которые льнули к звукам, в звуках, которые льнули к губам. Однажды в море, маленькой девочкой, слушая его голос, произносящий стихи, я впервые заметила красоту его рук. Таких особенных рук я потом в жизни ни у кого не видала. Сильные, хваткие, но не искаженные ни веслом, ни пилой, ни ведрами, ни камнями, ни лопатой; кончики длинных пальцев отгибались назад.

Лирическая основа его естества, скрываемая обычно иронией, насмешкой, язвительностью, задором полемики, явственнее всего проступала наружу, когда он читал стихи.

В голосе его, когда он читал великую лирику, появлялось некое колдовство, захватывавшее и его и нас. На страницах своих сочинений он не раз говорит, что смолоду привык "упиваться стихами". Упоение заразительно. Наверное, потому мы и упивались, слушая, что он упивался, произнося. И все стихи, которые я узнала потом, одна, сама, без него, звучание всех на свете стихотворных строчек, кто бы их ни произносил, навсегда связаны для меня с моим детством и его голосом.

– Зыбь ты великая! Зыбь ты морская! – начинал он, закидывая весла и чуть-чуть раскачиваясь. – Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,Чуткие звезды глядят с высоты, -

читал он широким, певучим, страстным, словно молящимся голосом, и мне казалось, что теперь уже лодка покоряется не волнам и веслам, а весла и волны – и все вокруг – звучанию голоса.

Читая нам стихи на морских прогулках, был ли он занят тем стиховым воспитанием, о котором впоследствии так много писал и на отсутствие которого с такой горечью сетовал? И нет и да. Нет, потому что приемы и способы стихового воспитания, подробно изложенные в его послереволюционных статьях, не были еще разработаны им; он тогда еще только наблюдал эту встречу: стихи и ребенок, стихи и возраст, ступени восприятия. Нет, обдуманно, сознательно еще не занимался; пожалуй, если бы тогда, в лодке, он был наедине с морем, без слушателей, один, он читал бы те же стихи, что и при нас. И да, конечно, был занят стиховым воспитанием! Если не воспитывал в прямом смысле, осознанно и методически, то, как бы поточнее это сказать, – влюблял. На страницах своих книг он постоянно утверждает, что первое дело учителя литературы – влюбить детей в поэзию. На морских прогулках он и внушал нам влюбленность.

И конечно же он понимал: такого обостренного чувства ритма, как в детстве, у взрослых не будет уже никогда. Читая нам в те годы в изобилии стихи, он если и предавался стиховой педагогике, то лишь самой первоначальной, первичной, да зато такой, без которой всякая дальнейшая немыслима: очаровывал нас поэзией, вовлекал нас в нее, как других детей в детстве вовлекают в музыку.

(Он уже тогда понимал, что давать слушателям какие бы то ни было сведения о поэзии – исторические или формальные – до того, как она сама по себе стала их душевной потребностью, – занятие бессмысленное, схоластическое и даже вредное. Зачем, в самом деле, забивать взрослым и детям головы сведениями о том, когда и каким размером был написан "Медный всадник", почему так долго не печатался, когда наконец напечатан и как его встретила критика, если слушатели не испытывали наслаждения, произнося вслух и про себя, ложась спать и вставая:

Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова.)

"…Я принадлежу к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем всякое другое искусство, – писал Корней Иванович в книге "От двух до пяти", – и знают на опыте несравненные радости, которые дает она тем, кто умеет наслаждаться ею".

Говоря о неумелых педагогах, по невежеству и неумелости убивающих в детях чувство стихотворного ритма и тем лишающих детей возможности принять наследие великих поэтов, он продолжал:

"Неужели никому из них (новым поколениям детей. – Л. Ч.) не суждена величайшая радость: читать, например, "Медного всадника", восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Неужели это счастье, столь услаждавшее нас, будет для них уже недоступно? Вправе ли мы эгоистически пользоваться этим счастьем одни, ни с кем не разделяя его? Не обязаны ли мы передать его детям?"[4]

Счастье, счастье, счастье… Нет, он не пользовался им эгоистически. На куоккальских морских прогулках он от щедрот своих передавал эти радости нам:

Дикою, грозною ласкою полны,Бьют в наш корабль средиземные волны.Вот над кормою стал капитан:Визгнул свисток его. Братствуя с паром,Ветру наш парус раздался не даром:Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Мчимся. Колеса могучей машиныРоют волнистое лоно пучины.Парус надулся. Берег исчез.Наедине мы с морскими волнами;Только что чайка вьется за намиБелая, рея меж вод и небес.……………………………………..

Много земель я оставил за мною;Вынес я много смятенной душоюРадостей ложных, истинных зол;Много мятежных решил я вопросов,Прежде, чем руки марсельских матросовПодняли якорь, надежды симво́л!……………………………………..

Нужды нет, близко ль, далеко ль до брега!В сердце к нему приготовлена нега.Вижу Фетиду: мне жребий благойЕмлет она из лазоревой урны.Завтра увижу я башни Ливурны,Завтра увижу Элизий земной.

profilib.net

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Презентация на тему: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

 

Слайд 1

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Слайд 2

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Слайд 3

Подлежащее — главный член предложения. Отвечает на вопросы кто? что? В форме именительного падежа. Связано со сказуемым.

Слайд 4

Подлежащее обозначает производителя действия или носителя признака, названного сказуемым.

  • Королева дала Белоснежке отравленное яблоко.
  • Белоснежка была самой красивой принцессой в мире.

Слайд 5

Подлежащее называет объект, над которым производится действие (значение страдательного залога).

  • Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.

Слайд 6

Подлежащее может быть выражено

1. существительным:

  • Королева долго считалась одной из самых красивых женщин в своём королевстве.

Слайд 7

Подлежащее может быть выражено

2. местоимением:

  • Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой.
  • «Кто может знать точно?» — уклонялось от ответа зеркальце.

Слайд 8

Подлежащее может быть выражено

3. словом в значении существительного:

  • Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка.
  • Приглашённые во дворец не знали, как реагировать на слова королевы.
  • Это завтра представлялось королеве главным днём в её жизни.
  • Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева.

Слайд 9

Отличайте!

 

ЭТО ЭТО
местоимение частица
перед ним нет тире перед ним есть тире
Это странно.

Две ножки — это главная

мечта Русалочки.

 

Слайд 10

Подлежащее может быть выражено

4. местоимением который в придаточном определительном:

  • Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным.

Слайд 11

Различайте!

«Который» — подлежащее в Им. п. Можно подставить слово, к которому относится.

  • Главным отличием русалочки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет ходить по земле, но помогает быстро плавать.

Второстепенный член в косвенных падежах (часто с предлогами):

  • Глубоко под водой находится дворец, в котором живут сам морской царь и его дочери.

Слайд 12

Подлежащее может быть выражено

5. количественным числительным:

«Восемь больше пяти», — заключил умный Добряк.

 

Слайд 13

Подлежащее может быть выражено

6. Инфинитивом:

  • «Умываться лишь пустая трата времени!» — заявили гномики.

Слайд 14

Подлежащее может быть выражено

7. словосочетанием или фразеологизмом:

  • Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней.
  • Около трёхсот принцев добивались руки Белоснежки.
  • У него золотые руки.

Слайд 15

Внимание!

Проверьте согласование подлежащего и сказуемого.

  • Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки.
  • Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался.

Слайд 16

Отличайте подлежащее от прямого дополнения.

Дополнение:

  • Корабли построили в прошлом веке.
  • Домики, расположенные на краю опушки, покрасили во все цвета радуги.

Подлежащее:

  • Корабли были построены в прошлом веке.
  • Домики были покрашены во все цвета радуги.

Слайд 17

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена — это «Девочка со спичками».

Слайд 18

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

Слайд 19

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена.

Слайд 20

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 4. Читать сказки и представлять себя принцессой — самое любимое занятие маленьких девочек.

Слайд 21

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 5. Копенгагенская Русалочка — это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

Слайд 22

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 6. Приятно, что так много детей в мире все ещё любят волшебные сказки.

Слайд 23

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 7. Около трёхсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

Слайд 24

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 8. Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохие сказки.

Слайд 25

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.

Слайд 26

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

Слайд 27

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

Слайд 28

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 12. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу.

Слайд 29

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 13. Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребёнком, никогда не постареет.

Слайд 30

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

Слайд 31

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах.

Слайд 32

СКАЗУЕМОЕ

Слайд 33

Сказуемое — главный член предложения. Отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что он такое?

Слайд 34

Сказуемое обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим.

  • Королева хотела погубить Белоснежку.
  • Отравленное яблоко было самое красивое.

Слайд 35

Типы сказуемого:

  • — простое глагольное
  • — составное глагольное
  • — составное именное

Слайд 36

Простое глагольное сказуемое выражено формами глагола в каком-либо наклонении.

  • Гномики работают с утра до вечера.
  • Птички будут петь о весне и счастье.
  • Пусть Ворчун перемоёт всю посуду.
  • Белоснежка вернулась бы в домик гномиков.

Слайд 37

Простое глагольное сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

  • Ворчун вышел из себя. Он целые дни бьёт баклуши.

Слайд 38

Составное глагольное сказуемое = Вспомогательный глагол + Инфинитив

 

Слайд 39

Составное глагольное сказуемое:

Вспомогательный глагол выражен глаголами, которые не могут употребляться в предложении самостоятельно.

  • В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье.
  • Королева думала решить все свои проблемы только при помощи колдовства.
  • Королева привыкла разговаривать перед сном со своим зеркальцем.

Слайд 40

Составное глагольное сказуемое:

Вспомогательный элемент выражен краткими прилагательными, не имеющими полной формы (рад, готов, обязан, должен, намерен, способен).

  • Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко.
  • «Мы рады помочь принцессе!» — ответили гномики.

Слайд 41

Запомните!

Рад, готов, обязан, должен, намерен, способен...

Не глаголы, а краткие прилагательные!

 

Слайд 42

Различайте!

Инфинитив — часть сказуемого:

  • Король не любил спорить с новой женой.
  • Принц не мог забыть Белоснежку.

Инфинитив — дополнение или обстоятельство:

  • Белоснежка посоветовала гномикам чаще умываться.
  • Умник уехал учиться.

Слайд 43

Составное именное сказуемое = Глагол-связка + Именная часть

 

Слайд 44

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен глаголом быть, есть (отсутствуют в настоящем времени!)

  • Белоснежка была обычной девочкой.
  • «Она будет красавицей!» — говорили её отцу окружающие.
  • Она красавица.

Слайд 45

Отличайте!

Глагол-связка быть в настоящем времени не употребляется (только в составном именном сказуемом).

  • День был солнечным.
  • День солнечный.

Глагол быть в значении иметься, находиться, посещать, существовать (только в простом глагольном сказуемом).

  • У русалочки был голос.
  • Это были морские сокровища.

Слайд 46

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен полузнаменательными глаголами (явиться, казаться, стать и др.).

  • Королева казалась ведьмой.

Слайд 47

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен глаголами, значение которых в сказуемом ослабляется.

  • Гномики вернулись домой усталые. (Ср.: Они вернулись домой около полуночи.)
  • Первая жена короля уже месяц лежала больная. (Ср.: Она лежала в постели.)
  • Принцесса родилась счастливой. (Ср.: Принцесса родилась под Рождество.)

Слайд 48

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена именем существительным в Им. или Тв. падежах.

  • Королева казалась ведьмой. (Сущ. в Тв. п.)
  • На самом деле королева была настоящей колдуньей. (Сущ. в Тв. п.)
  • Белоснежка такая душка!

Слайд 49

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена именем прилагательным, числительным, местоимением, причастием.

  • Дорога от лесной опушки до домика гномов была долгой.
  • Тихоня всегда был седьмым.
  • «Этот домик наш!» — заявил Ворчун.

Слайд 50

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена кратким прилагательным или кратким причастием!

  • Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо. (Кр. прилагат.)
  • Ариэль с сестрами очень дружны. (Кр. прилагат.)
  • Яблоко было отравлено. (Кр. причаст.)

Слайд 51

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена прилагательным в сравнительной степени!

  • Желание иметь ножки оказалось сильнее.
  • Этот лес был самым опасным в королевстве.
  • Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.

Слайд 52

Назовите сказуемое.

  • 1. Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилея Андерсена.

Слайд 53

Назовите сказуемое.

  • 2. Издатель предложил ему перевести сказку «Русалочка» на язык племени мумбо-юмбо для приобщения последних к европейской культуре.

Слайд 54

Назовите сказуемое.

  • 3. Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.

Слайд 55

Назовите сказуемое.

  • 4. «Пойду прочитаю Ванечке на ночь следующую главу из «Снежной королевы», — извинилась перед гостями хозяйка.

Слайд 56

Назовите сказуемое.

  • 5. Художник обязан был сделать иллюстрации к «Снежной королеве» к субботе, но он уже не был в состоянии придумать свежие решения.

Слайд 57

Назовите сказуемое.

  • 6. Я люблю книжки, в которых есть много картинок.

Слайд 58

Назовите сказуемое.

  • 7. Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника даже представителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений с королевством.

Слайд 59

Назовите сказуемое.

  • 8. «Вы разрешите показать Вам дорогое подарочное издание сказок, которое обязательно должно понравиться Вашим детям?» — пришёл на помощь продавец.

Слайд 60

Назовите сказуемое.

  • 9. Человечество ещё долго будет ломать голову над тем, почему писать сказки для Андерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.

Слайд 61

Назовите сказуемое.

  • 10. Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.

Слайд 62

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (Техника сделала могущественными.)

Слайд 63

Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения.

  • И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. (Сказывают.)

Слайд 64

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (Не было.)

Слайд 65

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. (Можно назвать.)

Слайд 66

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Бескорыстие его было беспримерным. (Бескорыстие было беспримерным.)

Слайд 67

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. (Нет.)

Слайд 68

ЗАДАНИЕ А 9

 

Слайд 69

Варианты вопросов:

  1. Какие слова являются грамматической основой в предложении или в одной из частей сложного предложения?
  2. Какое сочетание не является грамматической основой указанного предложения?
  3. Какое из слов является подлежащим (сказуемым) одного из предложений?

Слайд 70

Какое(-ие) слово(-а) не является(-ются) сказуемым в одном из предложений текста?

(2) Температура тела этих «кораблей пустыни» может совершенно безболезненно повышаться до сорока градусов. (3) И только тогда верблюд начинает потеть. (4) Но вода у него выделяется не из крови, как у других животных, а из клеток и межклеточного пространства. (6) Есть у верблюда ещё одно защитное приспособление — густой и плотный мех, предохраняющий его от перенагревания и препятствующий испарению влаги с поверхности кожи.

  1. может (предложение 2)
  2. начинает потеть (предложение 3)
  3. выделяется (предложение 4)
  4. есть (предложение 6)

Ответ: (1).

Слайд 71

Какие слова являются грамматической основой в одной из частей пятого предложения?

(5) Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным.

  1. звук станет гулким
  2. звук станет
  3. звук станет более гулким и сильным
  4. звук станет гулким и сильным

Ответ: (3).

Слайд 72

Алгоритм:

  1. Исключи варианты ответов с членами предложения, которые имеют значения времени, места, условия.
  2. Был и казалось чаще всего являются частью составного именного сказуемого (рядом ищи Тв. п.).
  3. Простая форма сравнительной степени прилагательного, краткие прилагательные и причастия — всегда сказуемые!
  4. Помни об односоставных предложениях и однородных членах!

Слайд 73

Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго предложения текста?

(2) По мнению исследователей, современный Арарат не то место, которое упоминается в Библии.

  1. современный Арарат
  2. которое упоминается
  3. упоминается в Библии
  4. Арарат упоминается

Ответ: (2).

Слайд 74

Какие слова являются грамматической основой в восьмом предложении текста?

(8) Но великую армянскую гору Масис никто этим словом не называл.

  1. Масис не называл
  2. гору не называл
  3. никто не называл
  4. никто этим словом не называл

Ответ: (3).

Слайд 75

Какое слово является подлежащим в девятом предложении?

(9) Имя «Арарат» она получила не ранее XII- XIII века, тогда же её начали ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом.

  1. имя
  2. «Арарат»
  3. она
  4. её

Ответ: (3).

Слайд 76

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

(1) Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определённые практические цели. (3) Сила этого воздействия зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры. (4) Оно может нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далеким. (5) И всё это лишь при условии, если мы его понимаем.

  1. предложение 1
  2. предложение 3
  3. предложение 4
  4. предложение 5

Ответ: (3).

Слайд 77

Какие слова являются грамматической основой в предложении 5?

(5) …окончательного ответа на эти вопросы так и не получено.

  1. ответа не получено
  2. ответа на вопросы не получено
  3. не получено
  4. так и не получено

Ответ: (3).

Слайд 78

Какие слова являются грамматической основой в предложении 6?

(6) Эти медленные изменения меняют параметры самой орбиты Земли и оказывают влияние на климат планеты.

  1. изменения меняют и оказывают
  2. изменения меняют
  3. изменения меняют и оказывают влияние
  4. эти изменения меняют и оказывают

Ответ: (1).

Слайд 79

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(2) В 1894 году он собрал радиоприёмник, реагировавший на электромагнитные волны, получаемые при грозовых разрядах (так называемый грозоотметчик). (4) В январе 1900 года радиостанция Попова была использована при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни. (5) Ледоколу «Ермак», участвовавшему в снятии броненосца с камней, была послана радиограмма о том, что 24 января от берега оторвало льдину с рыбаками, и ледокол снял рыбаков с льдины.

  1. послана радиограмма (предложение 5)
  2. собрал радиоприёмник (предложение 2)
  3. оторвало льдину (предложение 5)
  4. радиостанция была использована (предложение 4)

Ответ: (4).

Слайд 80

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

(2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

  1. информация для обработки
  2. информация должна
  3. информация должна быть преобразована
  4. информация преобразована

Ответ: (3).

Слайд 81

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 82

1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

 

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) … компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

  1. понимается (предложение 5)
  2. фрагменты должны войти (предложение 2)
  3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
  4. исключение является (предложение 6)

Ответ: (2).

Слайд 83

2. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(1) В 332 — 331 гг. до н. э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. (2) Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон — один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. (4) Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. (5) К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.

  1. Александр Македонский основал (предложение 1)
  2. Александрийский муссейон один из главных центров (предложение 2)
  3. было возведено (предложение 4)
  4. принадлежит Александрийский маяк (предложение 5)

Ответ: (3).

Слайд 84

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(1) Легенда об Атлантиде — загадочном государстве, которое поглотило море, может оказаться больше, чем просто миф. (3) Древние минойцы были умелыми архитекторами, кораблестроителями, их достижения наложили отпечаток на культуру и быт многих древних цивилизаций Средиземноморья, в том числе и на египетскую. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (6) Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.

  1. которое поглотило (предложение 1)
  2. называют (предложение 4)
  3. стихия стала (предложение 6)
  4. минойцы были опытными архитекторами, кораблестроителями (предложение 3)

Ответ: (2).

Слайд 85

4. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(2) Гибель высокоорганизованной критской цивилизации почти 3,5 тыс. лет назад долгое время оставалась загадкой. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (7) На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны. (8) Учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

  1. обнаружили материал и посуду (предложение 7)
  2. могло создать цунами (предложение 8)
  3. гибель оставалась загадкой (предложение 2)
  4. они торговали (предложение 4)

Ответ: (1).

Слайд 86

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (5) Но до сих пор нельзя однозначно сказать, что произошло в сибирской тайге почти сто лет назад. (6) Очередную версию разгадки обнародовали красноярские исследователи.

  1. полёт сопровождался (предложение 2)
  2. мужи ломают (предложение 4)
  3. нельзя сказать (предложение 5)
  4. версию обнародовали (предложение 6)

Ответ: (3).

Слайд 87

6. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

 

(2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме.

  1. полёт сопровождался
  2. полёт закончился
  3. полёт сопровождался и закончился
  4. полёт сопровождался эффектами и закончился взрывом

Ответ: (3).

Слайд 88

7. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(1) 30 июня 1908 года около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид. (3) Взрывной волной были повалены деревья в радиусе 80 км от эвенкийского посёлка Ванавара. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (9) Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков, стала своего рода раскаленной сковородкой.

  1. учёные мужи ломают головы (предложение 4)
  2. земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой (предложение 9)
  3. пролетел шар-болид (предложение 1)
  4. были повалены деревья (предложение 3)

Ответ: (2).

Слайд 89

8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(1) Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис. (3) Ещё в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (6) С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и ещё ряд анатомических особенностей.

  1. барс имеет (предложение 1)
  2. переняли название (предложение 3)
  3. что означало (предложение 4)
  4. манера держать (предложение 6)

Ответ: (3).

Слайд 90

9. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (7) Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8) Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9) Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».

  1. называют (предложение 8)
  2. животное принимает (предложение 7)
  3. это произносилось (предложение 4)
  4. они не уступают (предложение 9)

Ответ: (3).

Слайд 91

10. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

 

(1) Мадагаскар отделился от Африки 120 000 000 лет назад и с тех пор пошёл по своему эволюционному пути развития. (2) В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове — четвёртом по величине в мире. (3) Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке.

  1. Мадагаскар отделился (предложение 1)
  2. животные выжили (предложение 2)
  3. лемуры исчезли (предложение 3)
  4. которые исчезли (предложение 3)

Ответ: (4).

Слайд 92

Проверьте ответы: 1 — 2; 2 — 3; 3 — 2; 4 — 1; 5 — 3; 6 — 3; 7 — 2; 8 — 3; 9 — 3; 10 — 4.

 

 

Поделиться публикацией:

www.goldrussian.ru

Тестовые задания 8, 11 (Грамматическая основа) на ОГЭ

Грамматическая основа предложения. ОГЭ. Задание 8

Укажите количество грамматических основ в предложении.

1. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2. Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

3. Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание!

4. Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.

5. А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

6. Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься.

7. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

8. На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

9. В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

10. Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!

11. Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

12. Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые.

13. Приблизившись, я приостановился, а затем хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

14. Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

15. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…

16. Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

17. Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым?

18. Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась.

19. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится.

20. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

21. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

22. Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.

23. Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось.

24. Не знаю, чего я хотел.

25. 3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

26. Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

27. Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же?

28. Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

29. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

30. Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

31. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

32. Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

33. Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.

34. Хотелось, чтобы появился друг.

35. Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

36. А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...

37. В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

38. Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта.

39. Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает.

40. Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.

41. Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

42. У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением.

43. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

44. В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

45. Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

46. Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало.

47. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

48. Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант.

49. Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

50. Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку.

51. Когда минут через десять, не сразу отыскав машину и показав шофёру, как подъехать к землянке, я вернулся, мальчишка совсем преобразился.

52. И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своём, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая:

53. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

54. Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет.

55. И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.

56. Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное, на его фоне раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол ружья.

57. Мать писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно, открылся цирк…

58. Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера – главная сила человека.

infourok.ru

ОГЭ. 8 .Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Пособия по ОГЭ 

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ   Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания

  Подлежащее - главный член предложения, который обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? или что?   Подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п.

  Подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

- слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п.                     На съезд прибыло около двухсот делегатов. - слово в Им.п. + предлог из + слово в Род.п.                    Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. - слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе).                   Сестра с братом учатся в разных школах. Сказуемое – главный член предложения, который зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: что делает  предмет? каков  предмет? что с ним присходит?  Сказуемые бывают простыми  и составными. Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено: 1) глаголом в форме изъявительного наклонения,     условного: + БЫ     повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) 2) инфинитивом 3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом). Составное глагольное сказуемое (СГС) СГС 1   =     вспомогательный глагол   +   инфинитив   со значением 1) начала, конца, продолжения    действия:  Он начал кашлять. 2) желательности, необходимости,   возможности    действия:  Надо учиться языку. 3) эмоциональной оценки  действия    В знойный день хорошо прогуливаться. СГС 2  =  краткое прилаг.   +  инфинитив   Она рада его видеть. Составное именное сказуемое (СИС): СИС   =     глагол-связка    +                                            именная часть 1) быть, являться, казаться,                    имя сущ., имя прилаг., имя числит., местоимение       становиться,                стать,    выглядеть                                                                  наречие.причастие                          сделаться,  оставаться,                                                                   2) со значением   движения, положения в пространстве                  Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.).               На улице становится холодно (становиться + наречие). Осень пришла дождливая (глагол движения + имя прил.).

Способы выражения подлежащего. Источник.

Задания 8 и 11 экзаменационного теста связаны с темой "Главные члены предложения". Посмотрим, как сформулированы эти задания:

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.Обратите внимание на то, что ответом в задании 8 является слово или несколько слов (в зависимости от состава грамматической основы). То есть здесь нужно выписать в бланк ответов саму основу (т.е. подлежащее и сказуемое)

А в задании 11 ответом будет являться цифра, т.к. вам нужно будет указать толькоколичество основ в указанном предложении.Но в обоих случаях девятиклассник должен уметь правильно выделять главные члены в предложении.

Материал, помещённый в данной статье, систематизирует информацию по способам выражения подлежащего.

Подлежащее - это главный член предложения, который грамматически связан со сказуемым.

Подлежащее обозначает предмет (это может быть собственно предмет, лицо, явление, событие, отвлечённое понятие и т.д.)

Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и может быть выражено:

1. существительнымРавнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

2. другой частью речи, выступающей в значении существительного

  • местоимением:  
Я помню чудное мгновенье...Что-то будто придерживало Извекова.Все были в сборе.Это был редкий час затишья.
  • прилагательным:
К ним стали подходить знакомые.Семейные мои всем довольны.Слепой приостановился, потом повернул направо.Большое видится на расстоянии.Танцующие теснились и толкали друг друга.Оставшиеся в доме долго не могли уснуть.Написанное навсегда останется людям.
  • количественным, собирательным или порядковым числительным:
Десять делится на два.Бьются двое в клубах пара.Сто двадцать держали строй.
  • неопределённой формой глагола:
Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.Работать для науки - это и есть личное счастье.Достичь совершенства в своей работе - большое счастье.Конечно, "сначала" и "потом" очень условны.Завтра будет лучше, чем сегодня."В течение" может быть предлогом и существительным.Это "если бы", отнесённое им к прошедшему, к невозможному, сбылось.Эти все хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры - мерзость.3. словосочетанием

И три соседа нехотя встают.И стоят в почётном карауле четверо молодых людей.Несколько друзей знали ему цену.Прошло с тех пор много времени.Один из домов совершенно не походил на остальные здания.Каждый из вас получит конкретное задание.Отец с матерью шли впереди всех.В детстве брат с сестрой часто ссорились.Наступило бабье лето.Железная дорога соединила города.

4. целым предложением

"Береги честь смолоду" - пословица, взятая Пушкиным как эпиграф к "Капитанской дочке".

Источник информации: "Все правила русского языка" под редакцией И.О.Родина, Т.М.Пименовой АСТ "Астрель" Москва 2007

Этот материал вы можете посмотреть и в виде презентации.

Смотрим также презентации: 

Выпишите грамматическую основу предложения

1.          

1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился,

ощущая приятную тяжесть в желудке.  2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.  3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу.  4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. 5. Мимо меня прошел один из моих друзей. 6.  Мы по очереди помогали ему идти. 7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. 8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме. 9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов. 10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать!

2.   1.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим.

 2. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных. 3. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. 4. Сад залило неспокойной водой. 5.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире. 6. Я стал много и увлеченно читать. 7. По дороге на озеро стояло несколько ив. 8. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины. 9.Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. 10. Они были вдвое выше тех.

2.          

1. В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.

2. У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным. 3. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик. 4. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка. 5. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду... 6. В прощании собак было что-то трогательное ... 7  Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру. 8  Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ... 9  Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать. 10.  Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
Он дремался щурился Противоречивость была свойственна Шаляпин мог ехать
Сергей встал взял начал подметать Получаешь маршируешь трясёшься наживаешь Много случаев было
Необходимо было переправлять Старший упирает утверждает
Воспитывалось не одно поколение Лучи собирались грели
Один из друзей прошёл Килограмм мороженого вертелся
Было что-то трогательное
Отец был мечтателем Несколько ив стояло
Автор остаётся верен Что-то не могло не родиться Латам давал газ
Ветерок заставил Это случилось Приносить и исчезать
можно было бы позвонить прибежать высказать Посмеивались рассказывали любили
  Общее задание. Выпишите грамматическую основу предложения. 1 Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением. 2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода. 3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. 4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит. 5И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать. 6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. 7. А вдруг зал будет не полный? 8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва. 9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье. 10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться. 11. Чешуйки бывают разные по форме и все они — видоизменённые волоски. 12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения. 13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа. 14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины. 15. Потушили пожар — это хорошо. 16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков! 17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, питы и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. 18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. 19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов. 20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?
1. месяц был близок, смотрел 2. болота не имели выхода 3. толпы оборванцев двигаются, мелькают 4. Корней Иванович не дожил, назвал 5. вижу, начинаю понимать 6. он отдал сердце 7. зал будет не полный 8. три льва ходили 9. Андерсен встретился, был в гостях 10. разбойник раскаялся, решил спасаться 11. чешуйки бывают разные, они — волоски 12. художник и музыкант создают 13. бороться, нужно различать 14. изделие стало гладким, шпаклевали 15. потушили, это хорошо 16. мы можем обездолить17. сохранить, ученые решили составить, существование вызывает опасения 18. египтяне поняли, создания полезны, кошки стали приходить 19. мясо считается целебным, оно помогает, что явилось причиной 20. кто является загрязнителем
                                                                                            

  

zelena6811.blogspot.ru

ОГЭ Подготовка к заданию 8 (грамматическая основа предложения)

Цель данного поста - научить вас справляться с экзаменационным заданием 8. В этой же статье я дам неколько советов по правильному оформлению ответа на это задание, а также продемонстрирую некоторые типичные ошибки, которые допускают 9-классники при выписывании грамматической основы из предложения.Итак, вспомним, как сформулировано задание 8 в КИМах: " Выпишите грамматическую основу предложения 11".На первый взгляд, всё просто: нужно найти подлежащее и сказуемое и выписать их в бланк. Однако, как показала практика, когда начинаешь выполнять это задание, возникает множество вопросов.Но давайте по порядку!

1Прежде чем приступать к заданию 8, необходимо внимательнейшим образом изучить теоретический материал, изложенный в следующих презентациях:

Изучение материала этих презентаций не займёт у вас много времени, зато вы вспомните, что такое грамматическая основа, а также чем могут выражаться подлежащее и сказуемое и каким бывает сказуемое по строению. Конкретные примеры предложений продемонстрируют каждый теоретический случай.2Необходимо знать, как правильно оформляется ответ на задание 8 в бланке. Это крайне важно, так как неправильное оформление ответа обернётся для вас потерей балла. Ответом на задание 8 может быть слово или перечень слов. Напоминаю:
  • все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки
  • каждая буква записывается в отдельной клетке
  • между словами клетка не пропускается
  • запятая ставится в отдельной клетке
Это общие правила, а теперь давайте рассмотрим частные случаи. ЧС1.  Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать по-разному: сначала подлежащее, потом - сказуемое или наоборот, т.е. это не принципиально.   Например: В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится или искритсяогонёк. ЧС2.  Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении. Например:Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали. В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.ЧС3. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым. Например:Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад. Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетелиЯ хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.3Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например:
  • Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.
  • Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.
2. Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например:
  • Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы предете - грамматическая основа)
  • Я думаю, всё  у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа)
3.  Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 
  • Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее)
4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:
  • Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа)
5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:
  • Дом возводят строители. (Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа)

6. В безличном предложении сказуемое может быть выражено одним словом - НЕТ.

  • У меня нет времени.  (Нет - это сказуемое, подлежащее отсутствует)
4Запомните также эти простые правила:1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2.  То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:
  • Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть)
5Теперь можно приступить к выполнению практической части.Найдите в каждом предложении грамматическую основу:1. Это многое в тебе объясняет.2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.3. Почему-то раньше всё было просто.4. Я целую чистые, святые руки твои!5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.9. Какой приказ отдаст он своему воину?10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.12. Или была им недовольна?13. Кларнет - её любимейший инструмент!14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.26. Он был как все.27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.30. Все сразу начали бы глядеть на него.Предложения взяты из тренировочных КИМов 2009 - 2010 гг.Материал для самопроверки найдёте ЗДЕСЬ.

uchimcauchitca.blogspot.ru


Смотрите также