Журнал ЖЖ. Почему на площади революции гладят статуи


Уничтожение скульптур на ст. метро "Площадь Революции"

Как многие хорошо знают, главный зал станции "Площадь Революции" московского метрополитена украшен аж четырьмя рядами скульптур, запечатлевших сцены из жизни рабоче-крестьянского государства. Здесь и революционные солдаты, и крестьянки с живностью, и школьники, изучающие глобус Земли, и целый ряд других сюжетов. На фоне этих, вне всяких сомнений, красивых скульптур очень любят фотографироваться иностранцы.

Где-то в ЖЖ можно найти и историю их появления. Говорят, у каждой статуи имелся вполне живой прототип - реально живший когда-то человек, с которого и списали скульптуру. Однако сегодня я хочу обратить внимание не на это, потому исторических справок и прочей такой информации приводить не хочу. Мне интересно другое.

Как сходу можно заметить даже невооруженным глазом, скульптуры выполнены из бронзы, потемневшей от времени. Однако, местами мы можем видеть яркие, блестящие участки - этот момент связан с рядом типичных московских поверий. Говорят, если погладить скульптуру в определенном месте, вам будет сопутствовать удача. Так ли это на самом деле, никто не скажет наверняка, но факт остается фактом - ежедневно скульптур притрагиваются тысячи рук, от легкого прикосновения до вполне агрессивного натирания.

И вроде как существует целая градация видов удачи, которую можно таким образом вызвать. Будто, собака пограничника, смотрящая в сторону Бауманского института, помогает студентам в период сессии, ну а ребенок на руках женщины способствует забеременеть. Вроде, были там какие-то еще тонкости и нюансы, но всех я теперь уж и не упомню. Факт лишь таков, что люди гладят скульптуры не где придется, а в строго определенных местах.

Навскидку: нос собаки, загривок петуха, колено женщины, туфелька женщины, револьвер солдата...да вы и сами можете заметить такие места по их характерному блеску.

Но здесь налицо явная проблема сохранности этих скульптур. Ведь постоянные, ежедневные прикосновения к ним не только обуславливают повышенных блеск элементов - мало-помалу, микрон за микроном но бронза стирается. И потому, как мы видим, целый ряд деталей начал постепенно терять изначальные формы. Знаете, как если бы пользоваться фигурным мылом: сперва оно сохраняет свой внешний вид, а затем начинает замыливаться. И в итоге от бруска в виде какой-либо фигуры остается бесформенный обмылок.

Вот я сегодня ждал на станции, и имел возможность поснимать такие места на планшет. Давайте поглядим вместе, во что превращают скульптуры эти вечные прикосновения и натирания:

01. Ножка младенца. Видите, как сверкает от постоянных поглаживаний?

02. Колено женщины. Кстати, еще и пенис кто-то натирает, как видим.

03. Линии на загривке петуха практически слились и сделались неразличимы контуры перьев.

04. Тот же петух, вид спереди

05. Но больше всего почему-то традиционно достается собакам. Потому ли, что собака - друг человека?

06. Флаги сигнальщика.

07. Гранаты матроса.

08. Еще граната.

09. Приклад винтовки солдата.

10. Еще одна многострадальная собака с оплывшим, потерявшим форму носом.

11. Дамская обувь.

12. Еще петух.

13. Туфелька женщины.

14. Пернатый снова. Загривок заметно оплыл.

15. Композиция целиком.

16. Бедро пса.

17. Револьвер.

18. А вот как-то так и происходит этот вандализм.

19. Люди вон подходят целыми группами.

20. Очень часто - с детьми.

А ведь все они правда, не понимают того, что стертую бронзу не нарастить. И новая сама-собой не образуется. И что их действия реально ведут к порче скульптур. Один думает - я поглажу, ничего не случится. А если погладит тысяча человек? А - десять тысяч? А миллион? И пусть каждый сотрет лишь ничтожную долю микрона, но на выходе - что получится? Получится порча!

Пока я ждал лишь 10-15 минут, как минимум несколько десятков людей потрогали нос у собаки. Молодые люди и старые, хорошо одетые и какие-то маргиналы, школьники, студенты, пенсионеры и совсем уж малые дети - на этой станции всех объединяет одно.

А в итоге получается что-то вот вроде этого.

Вы видите, что собачья морда вконец оплыла и превратилась в обмылок? И что не разобрать уж ни носа, ни брылей. А пройдет еще лет десять - и что будет тогда? Лично я против излишка всяких запретительных инициатив, и понимаю склонность людей к приметам и различным традициям, но в этом случае, во имя сохранности этих скульптур, я предложил бы администрации метрополитена запретить прохожим к ним прикасаться, а на нарушителей налагать штрафы. Причем, не обязательно громко сообщать об этом по радио, как они это делают здесь - довольно будет повесить плакат.

З.Ы. Все фотки тут - мои, так что не взыщите за качество.

ru-metro.livejournal.com

Скульптуры станции метро "Площадь Революции": история, фотографии, приметы

          Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, сражавшемся за правое дело Революции. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.     Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями, котрые так же можно назвать суевериями.         Постараюсь перечислить те, о которых мне стало известно на данный момент.- Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. В последнее время собачке натирают так же и бедро задней лапы.- Желающим избежать несчастной любви, следует потереть носок бронзовую туфельки студентки.- Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к карандашу молодого изобретателя.- Удачу на весь день принесёт прикосновение к сигнальному флажку матроса.- С какой целью натирает пистолет матроса, а порой и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, остается загадкой.- Столь же таинственна история суеверий относительно петуха. Долгое время прикосновение к нему считалось приносящим несчастье, в отличии от прикосновения к курочке, которой было принято насыпать семечки - к удаче и благополучию. Но в настоящее время что-то переменилось и петушка трут и трут - он стал похож на Золотого петушка из сказки - видимо, приметы тоже могут изменяться. :)- Для чего-то прикасаются к одному из пальцев руки крестьянина в лаптях.- Трогают гранату одного из матросов,- Наглаживают левую грудь спортменки-дискоболки...

Дорогие люди! Когда будете в Москве, - настоятельно рекомендую посетить станцию метро "Площадь Революции" (продолжаю не знаю, как она называется ныне) и потрогать всё, до чего сможете дотянуться! :)))

А теперь галерея скульптур. Прошу извинить за качество - чтобы найти все скульптуры, я несколько часов просеивала интернет и выложила то лучшее, что могла найти.

Арка IРеволюционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатойкрасноармеец с гранатой

Революционный солдат с винтовкойсолдат

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружиекрестьянин

Революционный матрос с наганомматрос революции с наганомПрототипом матроса стал кадет Ленинградского Краснознамённого высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Его имя - Алексей Никитинко. Во время русско-японской войны он командовал монитором, а позже дослужился до капитана первого ранга.

матрос революции - скульптура и модельПосмотрите, какое портретное сходство!

Арка III

Парашютистка ДОСААФлётчица с парашютом

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»          Для создания образа матроса-сигнальщика советскому скульптору Матвею Генриховичу Ма́низеру позировал молодой курсант Ленинградского военно-морского училища Рудаков Олимпий, который сделал великолепную карьеру, дослужился до высокого звания контр-адмирал, работал при Генштабе Минобороны, возглавлял военно-морскую кафедру в академии.          Известно, что летом в июне 1953 года, капитан 1-го ранга Рудаков Олимпий Иванович специально для участия в торжественном параде в честь королевы Елизаветы II по случаю ее восшествия на престол привел крейсер «Свердлов» в Портсмут. Тогда же Рудаков был приглашен на бал, посвященный коронации, он был удостоен чести танцевать с королевой вальс.          Вот какую фотографию мне удалось найти:

Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкойдевушка с ружьём - ворошиловский стрелок

Пограничник с собакойпограничник 1

пограничник 3

пограничник 2

Арка V

Стахановец с отбойным молоткомстахановец шахтёр Пишет

Шахтёра-стахановца М. Г. Манизер делал со своего студента, Михаила Павловича Крамского. Во время войны Крамской был тяжело контужен и вывезен в Нижний Тагил, куда ранее эвакуировали его сестёр. Здесь он основал Музей изобразительных искусств и художественное училище, стал скульптором, почётным гражданином города. В городе и пригороде установлено несколько памятников его работы.

Молодой инженер. студент - молодой учёный В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует). Многоуважаемый ksvs совершенно справедливо заметил, что скорее не циркуль, а кронциркуль держал когда-то в руке молодой инженер - это подтверждается расположением пальцев его руки - очень характерная постановка пальцев - всем, кто когда-то держал в руках кронциркуль это совершенно очевидно. :)) На этой фотографии можно рассмотреть подробнее.

Арка VI

Птичница с курицей и петухомптичница

Хлебороб-механизаторхлебороб

Арка VII

Студент

Студентка с книгойстудентка 1

студентка 3

студентка 2

Арка VIII

Спортсменка-дискоболкадевушка спортсменка

Футболистфутболист

Арка IX

Отец с ребёнкомотец с ребёнком

Мать с ребёнкоммать и дитя в бассейне

Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ

Пионеры-авиамоделистыпионеры с макетом самолёта

пионеры с моделью самолёта 2

Пионерки-географыпионеры-географы 1

пионеры-географы 2

Источники: http://mossecret.ru/magiya-skulptur-na-ploshchadi-revolyucii, http://mossecret.ru/magiya-skulptur-na-ploshchadi-revolyucii, http://progulkipomoskve.ru/publ/metro/ploshhad_revoljucii_stancija_metro/6-1-0-259, http://monty74.ru/40925-moskva_chudo_statui_na_stancii_ploshchad_revolyucii, http://monty74.ru/40925-moskva_chudo_statui_na_stancii_ploshchad_revolyucii, http://kudago.com/msk/p/informal/statuya-matrosa/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%EE%F9%E0%E4%FC_%D0%E5%E2%EE%EB%FE%F6%E8%E8_(%F1%F2%E0%ED%F6%E8%FF_%EC%E5%F2%F0%EE,_%CC%EE%F1%EA%E2%E0), http://aranrot.diary.ru/p142067657.htm?oam, http://gidtravel.com/country/russia/Pamytniki_v_vestibule_st_m_Plosad_Revolucii_dp4335.html

Статья обо всех "потёртостях" на скульптурах Площади Революции: http://www.bibo.kz/pictures/466926-vot-polnyjj-katalog-potertostejj-na-stancii-metro.html

anastgal.livejournal.com

Скульптуры станции метро "Площадь революции"

В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды).Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.Арка I Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.Рабочий с винтовкой - первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей - с гранаты.Революционный солдат с винтовкой.Солдат - вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее. Арка IIКрестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.Революционный матрос с наганом. Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так. У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится...Наган и гранаты поближе:Арка III Парашютистка ДОСААФ.Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик - очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.Арка IV Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта - не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени. Но зато какой у нее сосед!Пограничник с собакой.Без сомнения, эта - самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра... Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка - та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.Нос и лапа поближе:Арка V Стахановец с отбойным молотком.Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит - возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.Молодой инженер. Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.Арка VIПтичница с курицей и петухом.Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи - несчастье.Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.Хлебороб-механизатор.А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.Арка VII Студент.Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.Студентка с книгой.А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.Та самая туфелька:Арка VIII Спортсменка-дискоболка.По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.Футболист.А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.Арка IX Отец с ребёнком.И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.Мать с ребёнком.Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.Замурованный арочный проход. Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.Пионеры-авиамоделисты.У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.Пионерки-географы.А вот девочки, как всегда, остались в тени.Ну и бонусом - натертая обувь некоторых скульптур:Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу :)Фотографии в альбоме «Метрополитен Московский», автор alek-ka4alin2012 на Яндекс.Фотках

Полное описание на http://stranamasterov.ru/node/1118317

alekka4alin2012.livejournal.com

Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции» (11 фото)

Автор скульптурной композиции — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.

Алексей Диомидович Никитенко

1Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Вторая арка с западной стороны украшена композицией из крестьянина с винтовкой и матроса с наганом, прототипом которого стал Алексей Никитенко – учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде, который прошел всю войну, закончил воевать капитаном большого военного корабля. А. Никитенко по 4 часа в день более полугода с наганом в руке и обвязанный пулеметными лентами выстаивал смену, позируя Манизеру.

2Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Автор скульптурной композиции — народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.

Бронзовые скульптуры на станции метро «Площадь Революции»

3Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

4Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

В другом арочном проеме тоже запечатлен матрос в бескозырке с надписью «Марат», с сигнальными флажками в руках - Олимпий Иванович Рудаков. О. Рудаков после окончания Ленинградского военно-морского училища служил на линкоре «Марат», который участвовал в параде у берегов Туманного Альбиона по случаю коронации короля Георга VI, на многих других кораблях военного флота.

5Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»6Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Был ранен, после гибели "Сокрушительного" в 1942 году лишен звания, приговорен к смертной казни, но после всех этих испытаний кровью искупил свою вину и вновь, уже в 1953 году принимал участие в параде по случаю коронации королевы Елизаветы II. Передал ей из рук в руки подарок от правительства Советского Союза – горностаевую мантию, танцевал с королевой вальс.

Пограничник с собакой

7Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

А вот в арочном проеме несет дозор пограничник с собакой. Прообразом этой скульптуры стал Никита Федорович Карацупа со своей собакой Индусом. За время службы Карацупа со своим верным псом задержал и уничтожил более 500 нарушителей. Никита Карацупа прошел войну с пятью псами, и всех он называл Индусами, все они гибли, защищая рубежи нашей Рожины, задерживая нарушителей границы.

Студент с книгой

8Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»9Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»10Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

В соседней комнате запечатлены в бронзе шахтер с отбойником и студент, которого скульптор ваял с преподавателя Института физкультуры, неоднократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту Аркадия Антоновича Гидрата. Воевал в Финскую войну, а в Великую Отечественную, защищая Ленинград, пропал без вести в сентябре 1941 года.

11Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Спустя 60 лет останки А. Гидрата обнаружили поисковики. Вот как описывает это событие член поисковой группы Вячеслав Прохоренко, который и нашел в гимнастерке офицера медальон с данными: "Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: "Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный". А еще в конце Аркадий дописал: "Живи счастливо!". Спустя какое-то время поисковики нашли дочь героя Ольгу. И долго еще к памятнику солдату на эту станцию метро носили цветы мама и дочь Аркадия Гидрата.

trinixy.ru


Смотрите также