"Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья". Вышивка владимирская гладь 8 класс


Конспект урока "Техника владимирского шитья"; 8 класс - Вышивка - Технология

Стецюра Галина Николаевна

Учитель технологии

МАОУ Чурилковская СОШ г. Домодедово

Тема урока: «Техника владимирского шитья»

8 класс

Цель: Ознакомление учащихся c одним из видов русской вышивки гладью – владимирскими швами, применением их для украшения интерьера.

Задачи:

Образовательная: 1) Формирование знаний об истории владимирского шитья (односторонней глади) и отличительных особенностях этой техники вышивания.

2) углубление и расширение знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения.

3) освоение новых видов художественных швов – односторонней глади, глади вприкреп, накладных сеток.

Развивающая: развитие образного мышления, способности проявлять творческий подход при выполнении практического задания.

Воспитательная: развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратности и трудолюбия.

Тип урока: практическая работа.

Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы – словесные, наглядные, практическая самостоятельная работа по вышивке владимирскими швами.

Место проведения: учебный кабинет.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. М., 2007; справочная литература (Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинина Р.Ф. Вышивка. М., 1960; Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. М., 2002 и др.), презентация «Русская вышивка. Владимирские швы».

Материально-техническое обеспечение: образцы вышивок владимирской гладью, инструкционные карты, ткань для вышивания с заранее переведенным рисунком, пяльцы, нитки мулине, иглы для вышивания, ножницы; компьютер, видеопроектор, экран.

Время: 45 минут.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(проверка готовности класса к уроку)

II. Изучение нового материала:

а) Запись темы урока на доске и вступительное слово учителя.

б) Просмотр презентации «Русская вышивка. Владимирские швы» с комментариями учителя

в) Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при вышивке перед началом практической работы.

г) Изучение инструкционных карт и практическое выполнение вышивки образца гладью вприкреп.

д) Уборка рабочих мест

III. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)

IV. Подведение итогов

V. Выдача домашнего задания

  1. Организационный момент:

Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

II. Изучение нового материала:

Учитель записывает тему урока на доске и сообщает ее учащимся.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из видов русской вышивки – владимирскими швами и постараться практически научиться выполнять разновидность владимирских швов – гладь вприкреп.

В этом нам поможет презентация.

Просмотр презентации с комментариями учителя.

Комментарии учителя к презентации: Вышивать люди начали очень давно во всем мире. И у нас в Древней Руси мастерицы-вышивальщицы украшали одежду и предметы быта красивыми узорами и орнаментами.

Обучение вышивке начиналось с подросткового возраста. Девочки должны были приготовить себе приданое: полотенца, подзоры, скатерти. Учились этому и простолюдинки, и дворянки.

Высокое мастерство русских мастериц проявлялось в церковной вышивке. Молодые монахини золотыми и шелковыми нитями украшали церковные облачения и покровы.

Каждая область России имела и имеет свои традиции вышивания, свою особенную технику. Вышивка всегда модна, особенно ценится ручная вышивка.

Вышивка по технике выполнения делится на две группы – счетные швы (это крест, роспись, гобеленовый шов и др.) и свободные швы (всевозможные виды глади).

Одной из разновидностей свободных швов являются владимирские швы или владимирская гладь. Она выполняется крупными стежками по лицевой стороне ткани. С изнанки видны только мелкие стежки по контуру рисунка.

У владимирских швов древняя история. При археологических раскопках на территории Владимиро-Суздальского княжества найдены кусочки ткани, покрытые характерным шитьем: лицевая сторона вышивки заполнена длинными стежками, а с изнанки – только контур рисунка. Причем в некоторых работах крупные стежки прикреплялись более мелкими – гладь вприкреп.

Эта старинная вышивка была выполнена золотыми нитями на льняной основе. Так же вышивали и в более позднее время, в XVIII–XIX вв. Монахини из монастыря святого Иоанна Милостивого в городе Мстёра в 100 километрах от Владимира стали родоначальницами владимирских швов и глади вприкреп. Они обучали своему мастерству горожанок и крестьянок, только вышивать они стали уже не золотом, а в основном красными нитями. Узоры – крупные цветы и листья, середины которых украшались накладными сетками, шишечками.

Сегодня мы с вами постараемся освоить технику владимирского шва «гладь вприкреп». Эту технику можно применять для вышивания натуральных растительных узоров. Это вы видите на презентации и предложенных вам образцах. Сейчас это более актуально, чем вышивка больших работ, потому что позволяет выполнять небольшие вышитые работы – открытки, игольницы, панно, салфетки с использованием старинной техники «гладь вприкреп».

Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при вышивке:

Учитель:

Прежде, чем приступить к практической работе, мы с вами повторим правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при вышивке (повторение может быть проведено либо самим учителем, либо, при наличии времени, в форме фронтального опроса):

  1. Сидеть нужно на стуле со спинкой, слегка наклонившись вперед.

  2. Свет должен падать с левой стороны.

  3. Расстояние от глаз до работы – 25-30 см.

  4. Иглы и булавки вкалывать только в игольницу.

  5. Не подносить иглу с рабочей нитью близко к лицу.

Изучение инструкционных карт:

Учитель:

Мы с вами должны освоить технику глади вприкреп на предложенном вам образце. В законченном виде эта работа может быть оформлена в рамочку, паспарту из бумаги или вот таким простейшим способом – обшита тесьмой. Все необходимое для оформления у вас есть.

А сейчас положите перед собой инструкционные карты. Начинаем работу с закрепления нити.

Операция 1. Отделить от пасмы голубого или белого цвета (цвет выберите сами) одну ниточку. Сложите ее вдвое и свободными концами вденьте в ушко иголки.

Операция 2. Введите иголку в центр цветка с лицевой стороны и вытяните нитку на изнанку так, чтобы на лицевой стороне оставалась маленькая петля. Затем, выводя иголку обратно через одну-две нити, проденьте ее в петлю и затяните.

Операция 3. Выполняем первый стежок. От центра к краю лепестка делаем большой стежок, а затем, выводя иголку под ниткой на расстоянии 2-3 миллиметра от края лепестка, закрепляем большой стежок маленьким, как показано на схеме.

Обычно лепестки цветов и маленькие листочки выполняются радиальными веерообразными стежками от центра к краю лепестка. Большие листья вышиваются влево и вправо от средней разделительной линии.

Далее ученицы продолжают работу под наблюдением учителя.

Незаконченные работы после определенного времени (примерно за 7-10 минут до конца урока) предлагается закончить дома и оформить по предложенному образцу (см. инструкционную карту).

Для тех, кто умеет вязать крючком и захочет самостоятельно выполнить салфетку из более плотной ткани, предлагается вариант с обвязкой кружевом.

Далее учащимся предлагается убрать свои рабочие места – вколоть иглу в подушечку, уложить незаконченную работу и нити в отдельные пакеты.

III. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)

Вопросы на закрепление изученного материала:

  1. Как выглядит вышивка владимирскими швами с лицевой и изнаночной сторон?

  2. Какие цвета преимущественно используются во владимирской вышивке?

  3. Как вышивается лепесток цветка гладью вприкреп (направление нити)?

IV. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с очень красивым видом вышивки гладью – владимирскими швами и освоили основной прием этой вышивки – гладь вприкреп. Благодарю вас за внимание и хорошую работу, желаю успешно завершить ее дома!

V. Выдача домашнего задания.

Домашнее задание: завершить работу и оформить ее, прочитать § 13 учебника.

Список использованной литературы и ресурсов Интернета

Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинина Р.Ф. Вышивка. М.: Ростехиздат, 1960.

Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007

http://www.vyshivka-shov.ru/vladimirskaja-glad.html – описание владимирских швов, приемы выполнения

http://www.passion.ru/house/2875.htm – описание владимирских швов, приемы выполнения накладных сеток

http://www.ioann-milostiv.ru/vishivka.htm – история владимирских швов

pedsovet.su

Вышивка гладью.Урок технологии в 8 классе.

Выполнила учитель технологии МБОУ «СОШ им. Дм. Батиева» с.Гам Власова Светлана Альбертовна

Тема: «Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты, приспособления. Технология вышивания.»

Цель урока: ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Методическое и дидактическое обеспечение урока:

Цитата урока: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение материала по разделу вышивание (5 мин.)

Письменно ответить на тест.

III. Изучение темы урока (12мин.)

IV. Практическая работа (23 мин.)

В середине практической работы физкультминутка

V. Подведение итогов урока (4 мин.)

- домашнее задание.

- уборка рабочих мест.

  1. Организационный момент

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Тема сегодняшнего урока: «Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты, приспособления. Технология вышивания.»

Наша цель: ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Цитата нашего урока: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».

II. Повторение материала по разделу вышивание

Для того, чтобы приступить к изучению новой темы предлагаю вам ответить на вопросы теста, чтобы вспомнить, что же такое вышивка. (Приложение1)

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

Ребята отвечают на вопросы теста

Повторение пройденного для лучшего восприятия нового материала

III. Изучение темы урока

Итак, ребята сегодняшний наш урок будет состоять из нескольких разделов.

Первое это повторение в виде теста мы уже выполнили.

Далее мы узнаем много интересного про вышивку.

На практической работе поучимся вышивать гладью.

«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит» - вышивка это один из видов рукоделия.

Приложение 2

Презентация (слайд 1)

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Презентация (слайд 2)

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Презентация (слайд 3)

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

1.Cообщение ученицы.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Презентация (слайд 4,5)

2.Cообщение ученицы.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

Презентация (слайд 6)

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Презентация (слайд 7)

3. Cообщение ученицы.

Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.

Презентация (слайд 8)

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Наш коми народ также вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Презентация (слайд 9)

4.Cообщение ученицы.

Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В каждой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Презентация (слайд 10,11)

Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

Презентация (слайд 12)

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Презентация (слайд 13)

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Презентация (слайд 14)

Сегодня мы попробуем выполнить двустороннюю гладь, теневую гладь, художественную гладь.

Презентация (слайд 15-18)

IV. Практическая работа.

Перед началом вышивания повторим правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечке, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Организация безопасного труда.

У каждого на столе инструкционные карты вышивания гладью.

Приложение 2

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладью.

Воспитание усидчивости, терпения, сосредоточенности, внимания.

Вырабатывать точность и аккуратность в работе;

Учитель показывает, как правильно вышивать и исправляет ошибки.

В середине работы физкультминутка

А сейчас выполним гимнастику для глаз.

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.

Интересно ли вам было сегодня на уроке?

Вы испытывали трудности в практической работе?

Да, интересно.

Да, в некоторых моментах было трудно.

А сейчас давайте все вместе оценим ваши работы.

Ученики рассматривают работы друг друга и предлагают как оценить работы.

Основные критерии оценивания это точность выполнения работы, аккуратность.

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Ученики записывают задание в дневники.

Развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор.

А теперь убираем свои рабочие места

Ученики наводят порядок в кабинете.

Вырабатывать аккуратность

kopilkaurokov.ru

"Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья"

МБОУ ЛОКОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ Н.Ф. СТРУЧЕНКОВА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по технологии в 8 классе

тема: «Ручная художественная вышивка гладью.

Техника владимирского шитья»

Провела:

учитель технологии

Иванькова А.С.

п.Локоть

2014-2015 учебный год

Урок по технологии в 8-м классе. Тема: "Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья"

Цель урока:

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;

  • формировать знания о технике владимирского шитья;

  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;

  • формирование положительной мотивации к предмету;

  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;

  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,

  • ткань 20 x 20 см,

  • нитки мулине,

  • набор игл,

  • ножницы,

  • образцы вышивки,

  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • презентация “Вышивка гладь”,

  • инструкционные карты техники владимирского шитья,

  • образцы вышивок гладь.

Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

III. Изучение темы урока

Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.

План

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщение обучающегося об истории вышивки.

3. Сообщение обучающегося об истории вышивки на Руси.

4. Знакомство обучающихся с видами вышивки (владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, швы «узелки» и «рококо», двусторонняя и художественная гладь).

5. Сообщение обучающегося об истории владимирского шитья.

6. Объяснение нового материала по технике владимирского шитья (односторонняя гладь, гладь «вприкреп», накладные сетки).

Вступительное слово учителя

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Сообщение обучающегося об истории вышивки

Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы из которых создавали одежду разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека о окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на весь мир.

Сообщение обучающегося об истории вышивки на Руси.

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания.Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.

Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. 

Вышивка северных областей- характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот.

На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания.

Знакомство обучающихся с видами вышивки.

Показ презентации и рассказ учителя об основных видах вышивки гладью (владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, швы «узелки» и «рококо», двусторонняя и художественная гладь).

Сообщение обучающегося об истории владимирского шитья.

История владимирских швов тесно связана с развитием золотого шитья. Серебряные и золотые нити в виду их высокой цены использовали при украшении одежды так, чтобы в дальнейшем их можно было аккуратно спороть и использовать еще и еще раз. Для этого драгоценные нити, предварительно скрученные с основной льняной нитью, пришивали к ткани техникой «в прикреп». Понятно, что серебром и золотом расшивалась парадная одежда очень богатых людей, часто драгоценным шитьем отделывались воротник, манжеты и подол платья. Народ попроще, подражая знати, освоил подобную технику, только вместо серебряных и золотых нитей стал использовать толстую шерстяную пряжу чаще всего красного цвета с добавлением синих, желтых, зеленых вкраплений. Этой вышивкой украшалась одежда, подзоры, скатерти. Рисунок вышивки повторял замысловатые линии и сюжеты парчовых тканей, порой закрывая весь низ нарядной одежды.

Центром этого рукоделия стала Владимирская область, отсюда и пошло название вышивки – Владимирская гладь, второе название этой техники вышивки – верхошов. В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому. Основная тематика владимирской вышивки – растительная, состоящая как из отдельных крупных цветов со стилизованными листьями, так и растительных орнаментов, соединенных со стилизованными фигурками людей, птиц и животных. Отличительная особенность вышивки, что она всегда состоит из крупных элементов.

Объяснение нового материала по технике владимирского шитья.

Показ презентации и рассказ учителя об основных техниках вышивания владимирской гладью (односторонняя гладь, гладь «вприкреп», накладные сетки).

Односторонняя гладь («верхошов»)

  1. Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально.

  1. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, так как они короче, чем на внешней.

  1. Листья вышивают от центральной прожилки в обе стороны под углом 45 градусов к ней.

Гладь «вприкреп»

  1. Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими.

  1. Стежки – переходы выполняют по радиусу внутрь круга.

Накладные сетки

  1. Нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя по линии контура.

  1. Места пересечения ниток закрепляют стежками, которые являются элементами украшения (косой стежок, крестик, кустик)

IV. Практическая работа

«Выполнение вышивки в технике владимирского шитья» с использованием инструкционных карт:

- односторонняя гладь;

- гладь «вприкреп»;

- накладные сетки.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Обучающимся розданы инструкционные карты с описанием и рисунками техники вышивания владимирской гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.

Оценка работ учащихся.

После подведения итогов урока учитель делает акцент на работах обучающихся, выполненных за предыдущие учебные года в технике вышивке гладью с оформлением ими творческих проектов и предлагает учащимся приступить к аналитическому этапу творческого проектирования.

VI. Домашнее задание: продолжить выполнение вышивки в технике владимирского шитья с целью закрепления полученных умений.

Уборка рабочих мест.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

__________________________________

(фамилия, имя)

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

__________________________________

(фамилия, имя)

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

kopilkaurokov.ru

Урок по технологии в 8-м классе. Тема: "Ручная художественная вышивка гладью"

Разделы: Технология

Цель урока:

  • ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
  • формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;
  • формирование положительной мотивации к предмету;
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • ПК.

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,
  • ткань 20 x 20 см,
  • нитки мулине,
  • набор игл,
  • ножницы,
  • карандаш,
  • копировальная бумага,
  • образцы рисунков,
  • образцы вышивки,
  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • презентация “Вышивка гладь”,
  • инструкционные карты швов гладь,
  • образцы вышивок гладь.

Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;
  • б) мережка;
  • в) ришелье;
  • г) простой крест;
  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;
  • б) ксерокса;
  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;
  • б) спрятать нить под стежками;
  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;
  • б) копировальная бумага;
  • в) фломастер;
  • г) ножницы;
  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;
  • б) нитки мулине;
  • в) нитки х/б;
  • г) напёрсток;
  • д) крючок.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

III. Изучение темы урока

  • Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
  • Показ презентации

Слайд №1.

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд №2.

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Слайд №3.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]

Слайд №4,5.

Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]

Слайд №6.

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Слайд №7.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]

Слайд № 8.

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Слайд № 9.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Слайд №10.

Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

Слайд №11.

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Слайд №12..

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Слайд №13-15..

Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

IV. Практическая работа.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
  3. Не шить ржавой иголкой.
  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Оценивание работ учащихся.

Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

  1. Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.
  3. Сайт учителя технологии Шик Н.Л. www. tehnologiya. narod. ru

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также